nikiva61


Блог Николая Иванова


Previous Entry Share Next Entry
ОДН: как много в этом слове...
nikiva61
Уважаемые коллеги!

На сайте Государственной жилищной инспекции области появилась информация следующего содержания:

"Государственная жилищная инспекция области напоминает, что в соответствии с федеральным законом с 1 января 2017 года в платежках граждан за коммунальные услуги строки за оплату мест общего пользования должны исчезнуть. Эта плата в рамках норматива включается в плату за содержание жилья.

Таким образом, все затраты на приобретение коммунальных ресурсов для обслуживания мест общего пользования должны оплачивать управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, которые оказывают жителям услугу по обслуживанию общего имущества (то есть приобретают электроэнергию для лифтов и освещения площадок, холодную и горячую воду для помывки лестничных клеток, полива придомовой территории, для прочистки и промывки системы горячего водоснабжения и отопления перед началом отопительного периода)."
(http://vologda-oblast.ru/novosti/novosti_organov_vlas.. ).

Итак, несмотря на опасения экспертного сообщества (например, https://vk.com/club70932085?w=wall-70932085_5797), с 1 января 2017 г. в состав платы за содержание жилого помещения в полном соответствии со ст. 154 ЖК РФ включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч.10 ст.12 176-ФЗ «при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года". Для первоначального включения данных расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В каждом регионе России определяется и утверждается свой норматив потребления ОДН. В Вологодской области действующие нормативы можно посмотреть на сайте ДТЭК и ТР (http://www.vologdarec.ru/post?Type=20&Year=9999..).

Например, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в МКД, не оборудованных лифтом, составляет 2,5 квт/ч на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в МКД, оборудованных лифтом - 4,5 кВт/ч.

Норматив потребления на общедомовые нужды коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в МКД г. Вологды составляет 0,06 (0,03 + 0,03) кубометра на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Указанные нормативы утверждены приказами Региональной энергетической комиссии Вологодской области:

- № 74 от 25.04.2014 «О внесении изменений в приказ РЭК области от 28.08.2012 №288» (электроэнергия),

- № 220 от 04.09.2014 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории г.Вологды.

Таким образом, суммы на оплату общедомовых нужд в каждом многоквартирном доме будут индивидуальны, поскольку зависят от:

- размера общей площади помещений, входящих в состав общего имущества дома;

- тарифов на коммунальные ресурсы;

- нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Возникает вопрос - площадь каких помещений общего имущества учитывается при расчете платы за ОДН, должны ли это быть все помещения, включая подвалы, чердаки и т.д.? Может ли орган регулирования прописать какие-либо ограничения в своем акте, например, оставить только лестничные клетки, коридоры?

Правильный вариант определения таких площадей - это принимать в расчет площадь помещений, указанную в НПА субъекта РФ об утверждении норматива потребления коммунальных услуг на ОДН, поскольку норматив потребления коммунальных услуг на ОДН используется для определения размера платы за коммунальные услуги.

В Приказах РЭК Вологодской области № 74 от 25.04.2014 и № 220 от 04.09.2014 сказано, что "при определении нормативов потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах учтены площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирных домов и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): тамбуров, коридоров, межквартирных лестничных площадок, лестниц, колясочных помещений, помещений охраны (консьержа)."

То есть, при расчете платы за ОДН не учитывается площадь таких мест общего пользования, как чердаки и подвалы.

Приведем пример:

Площадь МОП к расчету для определения ОДН по электроснабжению составляет по данным техпаспорта МКД 350,07 кв.м. Дом без лифта, соответственно норматив потребления равен 2,5 квт/ч на 1 кв.м, или 875,17 квт/ч на весь дом. Следовательно, при тарифе в 4.05 р /квт.ч сумма расходов на оплату электроэнергии, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме и включенную в состав платы за содержание жилого помещения в данном МКД, не должна превышать 3544.46 рублей.

По водоснабжению: 350,07 кв.м МОП Х 0,06 кубометра на 1 кв.м = 21 кубометр на весь дом. Следовательно, при тарифе на водоснабжение в 31,59 р /кубометр (и учитывая, что тариф на ОДН по водоотведению равен 0) сумма расходов на оплату водоснабжения, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме и включенную в состав платы за содержание жилого помещения в данном МКД, не должна превышать 663,39 рублей.

То есть, для данного МКД при формировании финансового плана на следующий год необходимо заложить расходы на оплату холодной и горячей воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме - 663,39 руб, электрической энергии - 3544,46 руб.

Особо отметим, что включение в состав услуг по содержанию КУ на ОДН, не влечет за собой «автоматического» изменения (увеличения или уменьшения) тарифа! Для изменения тарифа на содержание (даже вызванного изменением состава услуг по содержанию) необходимо (как и в любых других случаях) решение либо общего собрания собственников помещений, либо общего собрания членов ТСЖ/ЖСК, при этом срок действия ранее утвержденного тарифа на момент принятия такого решения должен составлять не менее одного года (за исключением непосредственного управления МКД).

Итак, если наши расчеты верны (вполне допускаем, что в чем-то мы можем и ошибаться - всё-таки каких-то более-менее доступных разъяснений ни от законодателей, ни от надзорных органов мы не слышали), то возникает вопрос - что делать ТСЖ, если расходы на ОДН в доме будут выше норматива. С УК вроде бы всё понятно - коммерческая организация оплатит сверхнормативные расходы из собственной прибыли (правда, остается открытым вопрос - а если расходы окажутся ниже запланированных, то обязана ли УК вернуть собственникам разницу между собранными на эти цели средствами и реально оплаченными ресурсникам?).

А ТСЖ из какого источника должна брать средства на оплату сверхнормативки? Никакого иного источника кроме взносов на содержание жилья у ТСЖ нет (далеко не у всех ТСЖ есть возможность сдавать в аренду помещения и размещать рекламу на фасадах здания, "копейки" от провайдеров тоже не в счет).

И, кстати, как быть с п. 44 ПП РФ № 354, в котором указывается, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, может быть принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В целом же, вопросов больше, чем ответов, и есть серьезные опасения, что эти нововведения приведут к ещё большей напряженности между собственниками помещений и управляющими организациями, а не наоборот, как об этом заявляют в Минстрое РФ. Популизм (а именно так следует рассматривать данные изменения в предверии президентских выборов) может обернуться большими финансовыми потерями для государства - если расходы управляющих организаций будут большИми, то неизбежен и рост задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями, и, как следствие, их массовое банкротство.

А может это и есть основная цель предлагаемых нововведений (Ваш выход, конспирологи...). В общем, поживем - увидим...

?

Log in